Детство
Максим Аверин родился в Москве 26 ноября 1975 года. Его мама – портниха - никакого отношения к кино не имела. А вот отец всю жизнь проработал на «Мосфильме» - сначала монтировщиком, потом художником-декоратором. При этом он всегда мечтал об актерской деятельности. Воплотить свою мечту Виктор Аверин смог в сыне Максиме.
В том, что он станет актером, Максим был уверен еще с ранних лет. Уже в шестилетнем возрасте он дебютировал на киноэкране. Отец взял его в сьемочную экспедицию в Махачкалу, где снимался фильм «Похождения графа Невзорова». Там мальчику и доверили эпизодическую роль. В том эпизоде крупным планом снимали, как Максим танцевал…
В девять лет Максим уже играл в Театре миниатюр, в спектакле «Бранденбургские ворота», а параллельно обучался актерскому мастерству в театральной студии при Доме кино. Мальчик вообще рос ярко выраженным гуманитарием: рано научился бегло читать, и в школе испытывал интерес лишь к литературе и истории. Как-то во втором классе он заявил учительнице по математике, что не будет писать контрольную, так как в театральном училище этот предмет ему будет не нужен.
Театр
«Прощупывать» театральные вузы Максим Аверин начал с 9 класса. Сначала был ВГИК, где юношу попросили показать зубы. Он обиделся: «Я – не лошадь». Щепкинское училище показалось ему неуютным, а вот в Щукинском, по его словам, повеяло чем-то родным. Туда он и поступил, хотя и со второго раза.
Учился Максим хорошо, был любимчиком у преподавателей, которые прочили ему блестящее будущее. В 1997 году, сразу по окончании училища, он был приглашен Константином Райкиным в труппу «Сатирикона». Начинал Максим, как и многие, с массовки. Три года массовки, затем роли в спектаклях: «Кьоджинские перепалки» (Падрон Тони), «Гамлет» (Марцелл), «Лев зимой» (Джон Безземельный), «Гедда Габлер» (Йорген Тесман) и др.
В 2002 году в «Сатирикон» был приглашен питерский режиссер Юрий Бутусов. Он поставил спектакль «Макбет», в котором Максиму досталась серьезная роль Бранко. С этой работы и начался новый этап в творчестве Аверина, который все уверенней стал входить в число ведущих актеров театра. Спуста два года Бутусов вновь появился в «Сатириконе» со своей новой работой «Ричард III». Здесь Аверин сыграл сразу три роли - вся ричардова «семейная линия»: братья Кларенс и Эдвард и мать-герцогиня Йоркская. И с этой ответственной работой актер справился блестяще. Вот выдержка из рецензии, опубликованной в «Moscow Times»: «Максим Аверин, убедительно играющий три роли, особенно заметен в роли герцогини Йоркской, матери Ричарда III. Немного похожий на Элтона Джона, Аверин ловко балансирует между пародией и искренностью, играя несчастную женщину, чья семья погублена ее неуправляемым и заблудшим сыном».
Яркими, незабываемыми работами на сцене Сатирикона» стали также роли Аверина в спектаклях: «Маскарад» (Арбенин), «Смешные деньги» (Виктор Джонсон), «Король Лир» (Эдмонд).
Кино
Кинематографическая карьера Максима Аверина началась с роли «колоритного мерзавца» Корабельникова в комедии Владимира Зайкина «Любовь зла» (1999). Именно после этой работы актера окрестили «русским Джимом Кэрри».
В течение нескольких лет кинорежиссеры рассматривали Аверина именно как комедийного актера. Сломать это амплуа ему помог режиссер Вадим Абдрашитов. Претендентов на роль рабочего Валерки в фильме «Магнитные бури» было несколько, но Абдрашитов почему-то выбрал именно Аверина, явившегося на пробы лохматым, с серьгой в ухе и в клешах. Видимо подсказало его режиссерское чутье. И Аверин доказал, что драматические роли ему так же по плечу, как и комедийные. За эту роль актер был удостоен премии «Триумф» и премии Правительства РФ в области культуры.
В том же 2003 году Максим Аверин снялся в картине Исаака Фридберга «Огнеборцы» в роли моряка тралового флота Дениса Рагозина, решившего изменить жизнь и стать пожарным. А год спустя актер предстал в образе хирурга Олега Корнеева в сериале Вячеслава Никифорова «Карусель». Двенадцать вечеров Аверин удерживал у экранов зрителей, играя невероятно пронзительно, «прямо в душу». Благодаря этому его, наконец, стали узнавать.
Затем были роли Глеба Калашникова в фильме Али Хамраева «Место под Солнцем», Егора в драме Сергея Потемкина «Город без солнца», Сизова в фильме «Запасной инстинкт»…
В 2006 году Олег Компасов предложил актеру роль кота-сфинкса Шидлу в детской фантастической ленте «Азирис Нуна». «Кошачья тема» в жизни Аверина – это отдельный разговор. Ведь Максим по гороскопу – кот. Доводилось ему играть кота в спектакле «Шантеклер». Да и вообще актер очень любит этих животных. И вот – Шидла - веселый, энергичный, способный на всякие свершения, приключения, кот-сфинкс, получеловек-полуживотное, который существует в разных космических измерениях и приходит на помощь ребятам.
Максим Аверин признается: «Первое, что привлекло меня к участию в фильме - это грим. Ничего подобного мне еще играть не доводилось. Я долго сидел, залитый латексом, а гримеры старались, чтобы грим соответствовал моей индивидуальности, моему лицу. Перед каждой съемкой надо мной два часа колдовала целая команда. <…> На площадке собралась замечательная компания. Олег Компасов - очень хороший режиссер, он дает возможность свободно существовать, привносить в роль что-то свое. Многое в образе Шидлы мы с Олегом придумывали по ходу съемок. Но когда от работы получаешь удовольствие, о сложностях забываешь».
Совершенно другого плана роль досталась Максиму Аверину в сериале «Доктор Живаго». Вообще-то актер поначалу пробовался на самого Живаго, но затем режиссер Александр Прошкин предложил ему сыграть партизана Памфила, человека, убившего своих детей и жену. Роль небольшая, но сам Аверин по этому поводу утверждает: «То, что этот персонаж только на одну серию, меня не смущало. Я знаю цену яркому эпизоду. И потом, Прошкин из тех великих «дядек», как я их называю, каких осталось мало. Он с актерами по-настоящему работает».
Сегодня Максим Аверин – чрезвычайно востребованный актер. Среди последних его работ – роли в фильмах «Продолжение следует», «Варварина свадьба» и др.