Тор (2011)
Thor

Страна: США
Жанр: фэнтези, боевик, приключения
Продолжительность: 115 мин. / 01:55
Ограничение: PG-13
Звук: Dolby Digital, Datasat, SDDS, Dolby Surround 7.1
Copyright: Paramount Pictures, Marvel Entertainment, Marvel Studios
Режиссер: Кеннет Брэна
Сценаристы: Эшли Миллер, Дон Пэйн, Джек Кирби, Стэн Ли, Ларри Либер, Марк Протосевич, Зак Стенц, Дж. Майкл Стражински
Продюсеры: Виктория Алонсо, Луис Д'Эспозито, Кевин Файги, Алисия Джелернт, Крэйг Кайл, Стэн Ли, Патриция Уитчер
Слоган: «Мужество бессмертно»
Премьера в России: 28 Апреля 2011
Премьера в Украине: 28 Апреля 2011
Премьера в США: 2 Мая 2011

Эпическое приключение происходит как на нашей планете Земля, так и в королевстве богов Асгарде. В центре истории — Могучий Тор, сильный, но высокомерный воин, чьи безрассудные поступки возрождают древнюю войну в Асгарде. Тора отправляют в ссылку на Землю, лишают сил и заставляют жить среди обычных людей в качестве наказания…

Тор вызывал множество разнообразных сомнений на всех этапах производства. Изначально сама возможность адекватно перенести скандинавского бога из мультивселенной Marvel на экраны казалась мизерной, а еще большие опасения вызывала целостность киновселенной - ведь в последствии придется как-то сочетать в одном кадре высокотехнологичного Тони Старка с брутальным Тором, который летает совсем без реактивных двигателей. Также изобразить Асгард и остальные 7 миров из вселенной Тора (не считая Земли - Мидгарда) - сверхсложная задача, требующая то ли построения огромных декораций в стиле Питера Джексона, то ли чрезвычайно объемной работы специалистов по компьютерной графике. После выхода трейлеров появились новые опасения - и экшен неправильный ("не пристало богам драться как смертным!"), и шутят по непонятным причинам ("негоже богам шутить!"), и сам Тор неправильный ("недостойно бога быть таким слащавым!"), и Хеймдаль, хранитель миров, вдруг оказался негром ("скандинавы не негры!"). Рецензент с уверенностью заявляет, что все претензии к фильму абсолютно беспочвенны. Успех сочетания эстетики комиксов Marvel со скандинавской мифологией заключается в понимании того, что в корне всех эпосов лежит человеческий фактор. История Одина, Локи и Тора - это прежде всего история об отцах и детях, проблематика которой уже множество раз раскрыта различными авторами за последние несколько тысяч лет. Один - мудрый правитель Асгарда, который безумно любит своих детей и для которого уже подошло время уходить на покой. Локи и Тор - его сыновья. Тор эгоцентричен, горяч, дерзок, он никогда не слышал слова "нет" в своей жизни, он готов всеми силами защищать своих подданных ради уважения к нему и к его отцу. Локи же коварен, скрытен, им управляет только жажда власти и выгоды. Столкновение этих трех архетипов, конфликт поколений стоят в центре повествования, и это отличная основа драматургии. С другой на стороны на этот конфликт накладывается изгнание Тора в Мидгард: когда других героев комикса кусает радиоактивный паук или пронзает плотный поток гамма-излучения, Тора лишают всех его способностей и отправляют в незнакомое место. На раскрытии этих двух моментов и остановились сценаристы, что означает примерно следующее: "Тор" - это не бездумный, попкорновый блокбастер с кучей спецэффектов и бессмысленных схваток. Напротив, это по большей части переложение древних как мир, простых, но актуальных тем на рельсы современной супергероики. Подобного скрепляющего стержня не было еще в кинокомиксах Marvel (если конечно не считать запредельной философией сакраментальное "Большая сила - большая ответственность"). Берясь освещать подобные шекспировские темы, Кеннет Брэна ясно понимал, что боги - они и есть боги, нельзя низвергать их до нашего уровня. И вся драматургия будет куда более органична и понятна в исполнении существ величественных, героев по-театральному кратких и точных, но проникновенных, в окружении по-настоящему завораживающих городов и мест. Именно поэтому фильм куда больше напоминает добротное фэнтези, с присущим элементом сказки, мифа и отсутствием морального релятивизма, чем многомиллионный, высокотехнологичный супергеройский фильм с закрученным сюжетом, но с отсутствием весомого конфликта в основе. Именно поэтому столько времени и денег было потрачено на создание грандиозного Асгарда, радужного моста, портала между мирами, костюмов придворных и воинов. Виды Асгарда натурально захватывают дух, сам же радужный мост - праздник дизайна и компьютерных технологий. Убранство внутренних помещений, оформление редких, но чрезвычайно красивых массовых сцен - все сделано с тщанием, достойным крупной постановки средневековых сюжетов. А все действие сопровождается прекрасной музыкой от Патрика Дойла, которая находится где-то посередине между саундтреком к фентези и саундтреком к супергероике. Именно поэтому в фильме такой шикарный набор актеров. Легендарный и привычно великолепный Энтони Хопкинс - Один, не только черствый и рассчетливый правитель, но и оскорбленный, разочарованный своими сыновьями отец. Энтони своим появлением на съемочной площадке чрезвычайно повысил планку для молодых актеров, особенно для Криса Хемсворта, в котором зрители очень сомневались. В Хэмсворте может быть пока не видно полноценного актера с номинациями на Оскар, но типаж присутствует совершенно точно. Из него получился правдоподобный Тор - легкомысленный в начале своего пути, дерзкий, эмоциональный, легкий на подъем. И одну из самых главных драматических сцен на пару с Хопкинсом, в которой Энтони заставил заплакать чуть ли не всю съемочную группу, Хэмсворт отыграл отлично (хотя сам после нее подумал: "Это великолепно... А я бесполезен. Лучше просто бросить молот и уйти" - и по мнению вашего покорного слуги совершенно зря). Том Хиддлстон, сыгравший Локи, сделал это на таком уровне, что сама мысль о том, что данная роль могла уйти кому-то другому, вызывает очень неприятные эмоции. Придворный интриган, которого невозможно раскрыть, умеющий лгать не задумываясь, в один момент подталкивающий королевских особ к пропасти, сказав пару роковых слов с каменным лицом, а в другой со всей страстью говорящий пламенную лживую речь своим подданным, уже находясь на троне, - такой персонаж получился у Хиддлстона. Натали Портман - увлеченный ученый-астрофизик, и то же время она чрезвычайно женственна, искренна, мила и прекрасна - возлюбленная совершенно под стать богу грома и молнии. Ну и Хэймдаль в исполнении Идриса Эльбы - герой, который вызвал кучу пустых споров, - в итоге оказался самым ярким второстепенным персонажем, его в образе хранителя миров нужно просто увидеть. И именно поэтому на экшен уделено довольно мало экранного времени. Нет, он конечно же есть, в некоторых моментах даже довольно изобретателен, но многим зрителям его скорей всего будет недостаточно, даже до Железного человека 2 по личному субъективному ощущению не дотягивает. К тому же местами именно в моментах сражений у фильма не все в порядке с монтажем и постановкой, а конкретно в сценах, которые были сняты в живую без использования компьютерной графики. Но поскольку акцент сделан явно не на экшен составляющей, то это не критично в масштабах всей картины. Зато периодически на экране отлично шутят, и это никак не влияет на величественную атмосферу Асгарда - все к месту, все в рамках характеров персонажей. Внедрение в уже созданную киновселенную Marvel прошло гладко и без каких-либо проблем. Еще с трейлеров зрителю объяснили, что магия Асгарда - она в общем-то не совсем и магия, а наука, а даже если и не наука, то разница совсем небольшая. С правильной космологией, кротовыми дырами и тому подобным. Но в то же время даже в пределах научного подхода к описанию различных феноменов вся мифологическая составляющая сохранена - это отлично показано например в финальных титрах, которые обязательно нужно посмотреть, и за которые отдельное спасибо создателям. Помимо всего прочего в фильме упомянут нескольких других персонажей Marvel, будет камео одного из них, интригующая сцена после титров и, конечно же, обязательное камео Стэна Ли. Пазл Мстителей почти собран воедино, но тем интереснее, что в него добавит "Первый Мститель". На самом деле "Тор" по манере съемки и постановки сцен на Земле очень напоминает чем-то неуловимым Железного человека - постоянно есть легкое ощущение, что Старк вот-вот появится, он просто улетел попить кофе. И это огромный плюс для франшизы, бессменный продюсер всех фильмов Marvel Кевин Фейдж делает свое дело очень грамотно. В целом «Тор» получился глубже, чем остальные творения Marvel, но в то же время он достаточно прост для восприятия любой аудиторией. Он красив, но в нем, быть может, маловато экшена для супергероики. Но все компенсирует сюжет и актерская игра. Смотреть смело, 3D не бесит, хотя смысла в нем особого нет. Оскар фильм не возьмет, но для кинокомиксов Marvel это определенно новый уровень.

Комментарии (0)

Добавить комментарий